Загрузка страницы...
jelco.ru 11 сентября 2015

Точка отсчета. Тест проигрывателя виниловых дисков Dr. Feickert Analogue Blackbird

В этот раз предметом нашего теста стал проигрыватель виниловых дисков Dr. Feickert Analogue Blackbird с тонармом Jelco SA-750LB и головкой звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

С момента своего первого знакомства с проигрывателями я достаточно пристально слежу за тем, что и как выпускает эта небольшая немецкая компания, основанная Кристианом Фейкертом в 1996 году. Слежу более пристально, чем за многими другими производителями, так как буквально с первого знакомства проигрыватели показались мне очень интересными и перспективными. За прошедшие несколько лет у производителя сменился модельный ряд. Я, конечно, погоревал о моделях Twin и Triple (уж больно интересно все там было сделано), но ничего не поделаешь, остается только смотреть, что же будет дальше. А дальше все развитие сосредоточилось на трех моделях проигрывателей, построенных по внешне схожему принципу — младшей Woodpecker, средней Blackbird (которая и попала ко мне на тест) и старшей модели Firebird. И надо сразу сказать, на основе, казалось бы, завершенного решения (бери и выпускай, ведь все равно все хорошо) Кристиан Фейкерт провел очень существенную доработку, притом доработку не косметическую, а именно тех узлов и деталей, которые вызывали какие-то сомнения. Впрочем, здесь стоит рассказать обо всм по порядку и сначала взглянуть на весь модельный ряд, благо что три проигрывателя — это не много.

Конструкция

У всех трех моделей конструкция стола фактически однотипна — толстая пластина из МДФ, а сверху и снизу — опять же не самые тонкие цельные алюминиевые панели. И все это устанавливается на стойку при помощи трех регулируемых алюминиевых ножек с мягкими вставками на нижней поверхности. Разница между моделями заключается в двух существенных моментах — количество и конфигурация тонармов, которые можно установить, и количество моторов. Младшая модель Woodpecker имеет один мощный мотор и позволяет устанавливать тонармы с эффективной длинной от 9 до 12 с лишним дюймов. У средней модели привод построен с использованием двух синхронизированных моторов, а стол допускает установку двух тонармов — одного также до 12 дюймов, второго – 9-дюймового. Но обе базы имеют возможность регулировки, сдвига, что позволяет настраивать совершенно разные тонармы. Да и сами базы у производителя можно заказывать по необходимости. Старшая модель имеет трехмоторный привод и возможность установить два 12-дюймовых тонарма (или 9-, или 10-дюймовых — посадочные однотипны и имеют те же регулировки). Таким образом можно подобрать проигрыватель именно под свои задачи, под желаемую конфигурацию тонармов.

Dr. Feickert Analogue Blackbird с тонармом Jelco SA-750LB и головкой звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

Также по желанию можно вибирать внешний вид аппаратов — алюминиевые панели могут быть естественного цвета или, как в нашем случае, черные. Доступны девять вариантов отделки центральной «прослойки» стола — от различногшо шпона до карбона или красного лака. Но это далеко не самое важное. Что мне более всего понравилось, так то, как изменилась система управления и настройки двигателей. И то, что двигатели не изменились. Это все те же, что и раньше, мощные моторы. Предположительно производства Papst. А изменения коснулись и системы управления (это заметно по тому, что моторы работают более плавно, скорость проигрыватель набирает чуть медленнее, но также уверенно), и, главное, настроек. Фантастически малый шаг настройки в 0,001% остался, но если раньше ножно было сотни и сотни раз нажать крошечную кнопочку, скрытую под поверхностью стола, то сейчас все настраивается при помощи пяти удобных кнопок, расположенных непосредственно на столе. Да и сами кнопки не резиновые, как раньше, а из качественного пластика. Три из них предназначены для выбора скорости — 33,3, 45 или 78 об/мин, а две — для регулировки скорости. При том каждая скорость регулируется отдельно, а при отключении питания ничего не сбрасывается. В результате и удобства больше, и внешне все выглядит более основательно. Шкивы моторов и пассик остались прежними. Пассик — широкая плотная резиновая лента, уверенно обхватывающая диск, а шкивы — массивные металлические. Ну а многомоторная схема для пассиковых аппаратов, давно известно, идет сильно на пользу. Это связано и с самими свойствами пассика, с его эластичностью и упругостью, и с тем, как пассик соприкасается с диском, охватывает его по окружности или же только по касательной. Подобные конструкции ощутимо уменьшают слышимые недостатки, часто свойственные пассиковому приводу: смягченность звука, ослабленную динамику.

Поворотный узел тонарма и регулируемая база.

Блок питания, как и у прежних моделей, выносной, внешне он похож на блок питания для ноутбука. Конструкция невзрачная, но на виду ей делать и нечего, только бы работу свою выполняли и ладно.

Подшипник и диск также не претерпели изменений. Подшипник инвертированный, с очень внушительным шкивом, ответная часть в стакане — керамическая вставка. Никаких шариков в конструкции нет, а учитывая массивность конструкции, площадь контакта и то, что акриловый диск не так чтобы сильно тяжелый, можно быть уверенным, что износ подшипника не проявится даже при интенсивном многолетнем использовании. Из особенностей можно упомнянуть только два момента. Во-первых, на верхней части стакана подшипника есть крошечный винт под шестигранник, если его выкрутить, можно смазывать подшипник, не снимая диска. Вторая особенность — винтовой клемп. Он совсем небольшой, легкий и почти не влияющий негативно на звук. Однако с ним пользоваться проигрывателем удобнее — зафиксированная пластинка не проскальзывает по диску, если чистить ее щеточкой.

В дополнение ко всему изменилась конструкция базы для тонарма. Если раньше это была цельнометаллическая конструкция, то теперь верхняя часть базы — металлическая, тонарм крепится именно к ней, а нижняя — пластиковая, она служит, видимо, и для дополнительной развязки, и для того, чтобы не поцарапать при настройке стол, и в качестве направляющей при установке тонарма на нужном расстоянии. Сбоку на столе имеются настроечные линейки, а на базе – наcечки, позволяющие точно выставить нужное расстояние. Если посмотреть на конструкцию в целом, то при необходимости ей можно пользоваться для достаточно быстрой смены тонармов. Если все настроено, то нужно только открутить два винта, снять тонарм и поставить другой, вместе с базой, выставив только рабочее расстояние.

Тонарм и головку я описывать в подробностях не буду, они уже были предметами наших тестов, да и величины сами по себе известные. Упомяну только, что для теста я сменил штатный фонокабель и не заливал жидкостный демпфер в тонарм. По моим наблюдениям, это не всегда обязательно.

Опциональный шаблон позволяет легко настроить геометрию. Штатный шаблон ничуть не хуже, просто он рассчитан на использование на конкретном проигрывателе, а этот, опциональный, подойдет и для других аппаратов.

А вот про настройки стоит сказать пару слов. В комплекте к проигрывателю идет универсальный шаблон, позволяющий быстро и удобно настроить заход головки, а также ее геометрию, при эом можно выбрать, как настраиваться — по Baerwald, Lofgren или Stevenson. Удобно, ничего не скажешь. А если настройки требуются регулярно, можно приобрести отдельный шаблон производства Dr. Feickert Analogue, позволяющий к тому же очень удобно настраивать рабочее расстояние тонарма. Также в комплекте есть еще одна интересная вещь — 7-дюймовый сингл с записанным на нем тестовым сигналом. Нужно только скачать бесплатное приложение для iOs или Android, настроить проигрыватель, поставить этот самый сингл, и программа по звуку тестового сигнала подскажет, что происходит со скоростью вращения и в какую сторону ее нужно отрегулировать. Единственный небольшой минус — эта система не поможет настроить скорость в 78 оборотов, но последняя нужна далеко не всем, хотя, учитывая наличие самой скорости и двухтонарменной конструкции, потенциально проигрыватель можно настроить и для воспроизведения шеллака. А для самых продвинутых пользователей доступен для приобретения целый программно-аппаратный комплекс Adjust+, позволяющий контролировать практически все настройки проигрывателей.

Звучание

Прослушивание я начал с пластинки «Stan Getz and The Oscar Peterson Trio». Конечно, имея стол, рассчитанный на установку двух тонармов, логичнее было бы использовать второй тонарм и моноголовку, но ни тонарма, ни соответствующей базы у меня не нашлось, поэтому пришлось всю работу возложить на один имеющийся тонарм и одну стереоголовку. Но результат, даже несмотря на мою привычку держать под монозаписи отдельные тогнарм и головку, не разочаровал. Звук получился вполне приличный — полновесный, объемный, с хорошей раскладкой по глубине и очень приличной детальностью. Однако в звуке совершенно не было въедливости или какой-то окраски. Пластинка звучала практически так, как я привык ее слышать в хороших. сбалансированных трактах. Детально, естественно, подробно, с хорошей наполненностью, но без окраски или каких-то перекосов тонального баланса. Может быть, лишь самую малость мягче, чем хотелось. О динамике по этой пластинке можно судить лишь косвенно, хотя как таковое ощущение ритма отменное — ни намека на смазанность или вялость нет.

Следующая пластинка — Tsuyoshi Yamamoto Trio «Misty», притом даже не в виде перого, а в виде тест-пресса. На этой, казалось бы, камерной и по большей части спокойной записи можно услышать очень многое. Если, конечно, тракт все это сможет воспроизвести. Нашему испытуемому это удалось отменно — в звучании рояля можно легко почувствовать объем, корпус, струны, призвуки. Также очень точно слышны эмоциональные переходы, все прорисовывается так четко и явно, что эффект присутствия не теряется на протяжении всего прослушивания. Но что мне понравилось еще больше — несмотря на почти голографическую точность и ощущение, что можно подойти и прикоснуться к звукам, нет даже намека на аудиофильскую подачу в ее худшем смыле. Нет, слушается именно музыка, а не набор звуков. Отчасти этому способствует и то, что проигрыватель вместе с тонармом и головкой отлично отрабатывают весь частотный дипазон, не выпячивая и не скрадывая каких-то частей. Бас, средние частоты, верхние — все имеется в очень правильно выдержанных пропорциях. И к тому же нет ни зажатости, ни навязывания ритма, ни вялости. Также нельзя в данном случае рассуждать категориями «теплота/холодность». Нет, только естественность звука, без излишеств и приукрашиваний.

Идем дальше. Пластинка Eva Cassidy «Songbird». Запись с особенностями, но в нашем случае нет ни излишней слащавости, ни раздутости. Объемный звук, воздушная, подвижная и совершенно не давящая подача. Лишь серединка получается чуть подчеркнуто-приподнятой, но это уж спишем на саму пластинку. А в остальном очень здравый баланс между аналитичностью и музыкальностью. Всего в меру, и мера выдержана очень хорошо. В плане же звучания в целом понравилось, что нет чувства стеснения по краям диапазона. Да и сцена строится очень даже правильно, все точно и пропорционально, а проработке по глубине могут позавидовать многие весьма серьезные тракты даже порядком дороже. Тут можно сделать небольшое отступление и вспомнить, что установленный на проигрывателе тонарм — далеко не самый дорогой, но все же надо отдать ему должное. Сколько я сталкиваюсь с тонармами Jelco, каждый раз убеждаюсь, что по соотношению цены и качества это очень достойные тонармы. Мне на этом столе было бы очень интересно попробовать что-то типа SME M2-12R, но, увы, хотя базу под SME заказать не проблема, но тонармы М2-серии просто так поставить не получится — для выходных RCA-разъемов, выходящих вбок, в столе совершенно нет места. Так что собрать такую комбинацию просто не получится — нужно или использовать угловые переходники RCA-RCA, или переделывать выходные разъемы тонарма. А жаль, сочетание мне видится очень интересным. Также напрашивается еще одно заключение — в процессе подготовки теста я попробовал приладить на имеющуюся базу пару тонармов из собственных запасов, несколько разных головок, и в какой то степени мне это удалось. Может быть, эстетически не все вышло гладко, но соблюсти все необходимые настройки получилось. Так вот, предположение о том, что к этому столу больше подходят тонармы с достаточно большой эффективной массой и МС-головки с невысокой податливостью иглодержателя, вполне подтвердилось. Впрочем, возможно, во всем этом есть доля предвзятости, так как я уже давно отдаю однозначное предпочтение именно МС-головкам, и по большей части достаточно «тугим».

Следующий диск — Dead Can Dance «Spiritchaser». С этой сластинкой все получилось немного не так, как хотелось бы. Вроде бы все правильно, от глубокого баса до вполне чистых (но опять же чуть смягченных) верхних частот, а вот ощущения атмосферы, погружения в музыку не возникло, хотя и эмоции присутствуют, и с детальностью проблем никаких, и ритм ощущается отменно, а воздуха маловато. Хотя тут нужно сделать одно уточнение — даже на самых тихих фрагментах проработка получается очень хорошей, однако цельного ощущения воздуха почему-то не складывается. В какой-то мере дело можно подправить подбором мата, сменой шелла (например, на деревянный), но скорее все же лучше изначально продумать вопрос подбора головки. А здесь, как известно, вариантов может быть много. Хотя и экперименты с теми же матами (и всеми прочими возможными дополнениями) в случае с подобным линейным по характеру трактом могут дать интересные результаты. При наличии отличного фундамента (т.е. стола, привода) можно выстраивать совершенно разные конфигурации, ведь задачи как-то корректировать основу нет совершенно.

Еще одна пластинка, требующая определенного подхода и атмосферы, — Pink Floyd «Meddle». А результат оказался явно более уверенным. И основательность в звуке есть, и эмоции, и атмосфера. Очень хорошо слышны тихие звуки, нюансы, объем. А вот ощущения изучения музыки под увеличительным стеклом нет — баланс между основным и второстепенным соблюден, однако при этом ничего не теряется. Звук масштабный, основательный, но не давящий, наоборот, подвижный, сочный, живой.

И последняя пластинка — весьма недурная запись вагнеровского «Tannhauser». Здесь чуть больше заметна небольшая смягченность почерка в целом. Но и не более. Детальность, динамика, тембральная достоверность — все есть в должном количестве и в должном соотношении. Возможно, чуть больше остроты было бы нелишне, хотя естественное, полновесное и совершенно не утомительное звучание позволяет услышать все, что услышать хочется. А дальше по собственному желанию можно сосредоточиться на том, что больше интересно в настоящий момент. Можно изучать запись, особенности исполнения, а можно просто слушать музыку.

Резюме

Подводя итоги, хочется подчеркнуть несколько особенностей этого проигрывателя. Помимо практически образцового звучания (здесь и добавить особенно нечего) и очень неплохой конструкции, надо постараться сравнить нынешние впечатления со всем прочим опытом общения с аппаратами производства Dr. Feickert Analogue, а опыт таковой имеется. Может быть, дело в измененном приводе, может быть, в двухмоторной схеме (именно с такой моделью мне сталкиваться не доводилось), но складывается впечатление, что в целом звук получился чуть мягче, немного сдержаннее и ровнее, с меньшей, практически незаметной собственной окраской. Взяв все качества проигрывателя за основу, можно планировать и строить совершенно разные тракты с разным подходом к звучанию, однако именно нейтральность, достоверность по всей логике должны стать основными отправными точками для дальнейших изысканий.

Музыкальный материал

1. Dead Can Dance — Spiritchaser — Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002

2. Eva Cassidy — Songbird / Didgeidoo-Hotrecords England G1-10045 / Stereo

3. Pink Floyd — Meddle — Odeon-EMI OP-80375 / Stereo

4. Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — Verve USA MG V-8251 / Mono

5. Tsuyoshi Yamamoto Trio — Misty — Three Blind Mice TBM-30 / Stereo

6. Wagner — Tannhauser. Choir der Wiener Staatsoper, Wiener Philharmoniker, Georg Solti – Decca 62994 / Stereo

Технические характеристики

Проигрыватель Dr. Feickert Analogue Blackbird

Привод: пассиковый, двухмоторный

Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин, с возможностью подстройки с шагом 0,001%

Моторы: постоянного тока, с внешним блоком питания

Возможная эффективная длина тонармов: 205/320 и 205/240 мм

Размеры (ШхГхВ): 530x420x150 мм

Вес: 22 кг

Тонарм Jelco SA-750LB

Тип подвеса: поворотный с жидкостным демпфером

Эффективная длинна: 305 мм

Шелл: съемный, с разъемом SME-типа

Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг

Выходной разъем: mini-DIN

Головка звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

Тип: МС

Частотный диапазон: н.д.

Выходное напряжение: 0,7 мВ

Импеданс: 30 Ом

Разделение каналов: > 30 дБ

Разбаланс каналов: < 0,5 дБ

Податливость иглодержателя: 15x10-6 см/дин

Материал иглодержателя: бор

Тип заточки иглы: Micro HD

Прижимная сила: 2,8 г

Корпус: черное дерево и сталь

Вес: 10,8 г

jelco.ru 11 сентября 2015

Тонармы Jelco. Bековой опыт - гарант качества

Японская компания Jelco издавна зарекомендовала себя как производитель высокоточных тонармов. При этом, несмотря на их относительно малую цену, даже самые именитые бренды с уверенностью устанавливают Jelco на вертушки стоимостью свыше 5 кило$. Малоизвестен тот факт, что некоторые фирмы приобрели мировое признание только благодаря использованию комплектующих Jelco – Sumiko, Linn. Большинство компаний и вовсе не стесняется продавать японские тонармы под своими именами: Koetsu, Audio Quest, Oracle, Ariston, Roksan, Revolver, Mission, Graham… Главной особенностью всех тонармов Jelco является их абсолютная самоценность и отсутствие необходимости каких-либо доработок.

OEM качество японского производителя еще ни разу не ставило под сомнение заслуженное уважение со стороны аудиофилов. Второй существенный фактор – идеальная совместимость с любым столом и звукоснимателем. На любом аудиофильском форуме можно с легкостью найти многочисленные отзывы по поводу универсальности этих тонармов. Будь-то винтажная вертушка, современнейший и высокотехнологичный High-End стол или даже любительская самоделка – при помощи Jelco удается достичь небывалого по звучанию результата.

Выпустив свой первый тонарм в 1920 году, компания Jelco до сих пор привержена классическим стандартам – S-образная форма тонарма характерна почти всей линейке. Сменный шелл стандарта SME позволяет аудиофилу без особого труда проводить собственные эксперименты с различными звукоснимателями, что наилучшим образом проявляет универсальность изделия. Плюс к этому тонармы Jelco превосходным образом работают как со звукоснимателями стандартной массы от 4 до 12 грамм, так и с картриджами-тяжеловесами массой до 24 грамм. Масляное демпфирование, используемое в верхней модели тонармов, положительным образом сказывается в борьбе с нежелательными резонансами и призвуками, изолируя звукосниматель от вибраций всех узлов проигрывателя. При таких условиях, тонарм ни механически, ни электрически не оказывает влияния на амплитудно-частотную характеристику головки звукоснимателя и размываются собственные резонансы подвижной системы. Длительные конструктивно-расчетные методы, примененные в процессе создания каждой модели, определили рекордно низкий показатель горизонтальной угловой погрешности. Для снижения неравномерности нагрузки на узел развязки тонарма производитель пошел по традиционному пути – основная масса моделей имеет S-образный форм-фактор рычага. Многим известно, насколько задушено и неестественно могут звучать тонармы с карданной развязкой. В случае с Jelco используется запатентованный механизм «One point cross suspension», что по некоторым параметрам приближает эти японские тонармы к семейству одноопорных. В работе каждого тонарма наиболее важным фактором является скатывающая сила — поперечно направленная сила, которая возникает при изогнутых тонармах, вращающихся вокруг вертикальной оси. В случае с тонармами Jelco для результативной борьбы с этой паразитной величиной предусмотрен эффективный и в то же время простой механизм антискейтинга.

Стоит отдельно упомянуть о разработках компании, направленные на корректность передачи сигнала с обмоток звукоснимателя. С этой целью была создана линейка фоно-кабелей, обладающих сверхнизкой индуктивностью и емкостью. Построенные на основе высокоочищенной монокристаллической меди эти кабели отличаются абсолютной нейтральностью к пропускаемому сигналу. Применение разъемов RCA либо XLR а также латунных разъемов DIN-стандарта 5pin с контактной группой из монокристаллической меди лишний раз доказывает уровень качества продукции. Являясь собственным детищем Jelco, эти кабели одновременно служат достойным ап-грейдом вертушек практически любого производителя, в то время как одноименные тонармы представляют собой гарантированный билет в мир High-End.

Stereo Video & Multimedia. 11/2011

jelco.ru 11 сентября 2015

Тонарм Jelco SA-750D. Братья по оружию

Итак, начнем с небольшого опроса. Уберите свои мобильные телефоны, никаких подглядываний, никаких совещаний. Внимание, первый вопрос – «Что общего у Acoustic Research, Revolver, Avid, Acoustic Signature, London Acoustical Developments, Sumiko, Audioquest, Pro-Ject и Ariston?” Вертушки? Правильно, зачислите себе балл. Второй вопрос – «кто, так или иначе, связан со всеми этими компаниями?» Вы ответили «Адам Смит», потому что я упомянул их всех в одном обзоре? Неверно, подумайте еще. Кто сказал «Jelco»? Правильный ответ!

Jelco это уникальная компания, при этом она оказала огромное влияние на остальных производителей hi-fi аппаратуры и осталась неизвестной широкой hi-fi общественности. Совершенно незаслуженно, ведь Jelco Ichikawa Jewel Company была основана еще в 1920м году, а Итикава-сан является автором патента «конструкции поворотного подшипника тонарма» (одноточечная крестовидная подвесная система) от 1977 года. Очевидно, что компания с подобным опытом заслуживает больше, чем просто статус «OEM производителя тонармов для сторонних брендов». На фабриках Jelco появились на свет такие классические и популярные модели как Sumiko MMT и Audioquest PT9. Кроме того, есть информация, что на данный момент там изготовляются несколько новых моделей от ведущих брендов (если что, я вам этого не говорил!).

Ввиду возрождения моды на винил, Jelco представили новую модель, которая носит имя компании. До сегодняшнего дня, у них было только два продукта под своим брендом – прямой тонарм SA-250ST (идущий в комплекте с такими проигрывателями как Revolver Replay и Avid Diva II decks) и «S» - образный тонарм SA-250 (как на TW Acоustic). А теперь они решили выпустить тонарм под своим брендом, и для меня это не стало сюрпризом. Я слышал, что с Jelco не так-то просто вести дела, ввиду того что они японцы, но, благодаря стараниям Дэйва Коули (Dave Cawley) из Sound Hi-Fi, партия SA-750D все-таки добралась из Японии к нам в Великобританию. Более того, Дэйв также предоставил мне новенький тонарм Sumiko MMT, который он приобрел на eBay.

Когда я распаковал SA-750D, то сразу отметил его сходство с Sumiko, несмотря на некоторые усовершенствования. В верхней части базового крепления тонарма есть отверстие, закрытое резьбовой крышкой и служащее для заливки вязкой демпфирующей жидкости, что является отличительной чертой старых моделей Jelco. Благодаря такому демпферу удается избавиться от нежелательных резонансов, что может быть необходимым при использовании чувствительных картриджей. Кроме этого, SA-750D оснащен фирменной системой подвески на одноопорном механизме и массивным съемным SME шеллом, благодаря чему процесс установки картриджа значительно упрощается. Система антискейтинга представляет собой пружинный механизм. Диаметр монтажного отверстия – 30мм, тонарм надежно закрепляется тремя болтами.

В комплекте с тонармом идет установочный шаблон, и чертеж/лист спецификаций/руководство пользователя (все на одном листе) – все что нужно. Но первое что бросается в глаза - это красивейший финиш тонарма, выполненный в безупречном черном хроме. Sumiko MMT, с матово черным финишем, тоже очень хорош собой, но SA-750D его просто затмевает. Образцом качества сборки я всегда считал тонармы SME, и стоит признать, что Jelco подобрался очень близко к этому идеалу.

Качество звучания

В своей ценовой категории, у Jelco есть несколько конкурентов. Это мой любимый Roksan Nima и многочисленные модификации Rega от Michell (TecnoArm), Origin Live и Audio Origami. Они все отличаются друг от друга по характеру звучания, и мне было интересно сравнить их с SA-750D. Посмотрим…

Я знал, что более дешевые варианты SA-250 звучали достаточно хорошо, и был уверен, что SA-750D продолжит эту традицию, но даже при этом я не был готов к тому акустическому великолепию, которое продемонстрировала новая модель в линейке. Последние несколько месяцев, я использовал головку звукоснимателя Goldring 2500, и был очень ею доволен, несмотря на то, что к нему сложно подобрать тонарм. Последний тонарм, который я подключал к Goldring 2500, был Audio Origami Helius Aureus Gold и, в конце концов, я пришел к выводу, что они друг другу не подходят. Но когда я подключил SA-250 к Goldring 2500, то был поражен. Это было своего рода откровение, картридж Goldring ни с каким другим тонармом не звучал так идеально. Тонарм Jelco обеспечил ровное звучание, чувствовалось, что он значительно влияет на Goldring 2500, но делает это очень деликатно.

Послушав несколько своих любимых записей, я был очень впечатлен тем, с какой легкостью SA-750D воспроизвел каждую из них – казалось, для этого тонарма вообще нет сложных моментов. Благодаря детальной, эмоциональной сцене, вы будете абсолютно погружены в музыку. Конечно, Roksan Nima также отличается подобной сценой, и добавляет немного воздушности, но он не так точно отыгрывает сложные, глубокие басовые партии. В отличии от него, SA-750D уверенно и точно «качал» низкими частотами на альбоме ‘Zazu’ Рози Вела (Rosie Vela); в частности, он акцентировал глубину басовой партии на треке Magic Smile, что позволило мне действительно прочувствовать эту композицию. Также великолепно звучал вокал Рози - ее голос, исходящий из колонок, заставлял забыть обо всем на свете.

Звучание SA-750D на высоких частотах было ровным, но выразительным; высокие плавно и незаметно переходят в средние, что придает этим частотам некоторое очарование. В этом диапазоне не было заметно никаких всплесков, тонарм Jelco четко контролировал высокие частоты и выделял даже самые незаметные детали, скрывающиеся в глубине композиции. От прослушивания вокала Тарьи Турунен (Tarja Turunen) на альбоме Century Child группы Nightwish, у меня волосы на спине зашевелились! Композиция Northern Sky Ника Дрейка (Nick Drake) с данным тонармом зазвучала так, что на глаза навернулись слезы. Мои постоянные читатели знают, что на тонармах Rega таких впечатлений я не получу, как бы модифицированы они ни были. Чем они хороши, так это живым, быстрым басом. Среди Rega в этом плане выделяется разве что TecnoArm, да и то, разницы практически не заметно.

Благодаря съемному шеллу, я легко заменил MM Goldring на MC Audio Technica AT-OC9MLII. Послушав AT-OC9MLII, выяснилось, что SA-750D также отлично справляется с MC картриджами высокого класса, как и с MM. Характер звучания остался неизменным, разве что AT добавил прозрачности, свойственной MC головкам. SA-750D, хоть и вносит свое влияние в общую картину, достаточно нейтрален, т.е. он не затмевает собой особенности картриджа: пробуйте разные комбинации, каждый раз звучание будет уникальным. Целый вечер я пробовал разные картриджи, и даже Audio Technica AT-440ML проявил свои акустические нюансы достаточно явно.

В общем и целом, тонарм от Jelco имеет свой отличительный почерк, но его главное достоинство состоит в том, что он очень органично вписывается в музыкальную картину. Конечно, я специально вслушивался, анализировал нюансы, которые привносит данное устройство в звуковое полотно - это мой долг как обозревателя, в конце концов. Тем не менее, тестируя Jelco, я поймал себя на мысли, что я полностью расслаблен и просто получаю удовольствие от музыки.

Заключение

Когда я начинал свое тестирование Jelco SA-750D, у меня уже было предчувствие, что мне понравится этот тонарм. И все же, я не ожидал, что буду настолько ошеломлен его утонченной музыкальностью. Что стало еще большим открытием, так это то, что SA-250 и SA-250ST по качеству звука не так уж сильно уступают новому SA-750D. Это отличные тонармы, но, по моему мнению, стоит заплатить лишнюю сотню фунтов за то качество, которое предлагает SA-750D. С этой точки зрения, Jelco SA-750D не просто отличный тонарм, а отличный тонарм за отличную цену. Остается только надеяться, что такие компании как Sound Hi-Fi сумеют наладить поставки этого картриджа.

Аудиосистема

Garrard 301 and LAD GAJ942 turntables

Audio Technica AT-OC9MLII & Goldring 2500 cartridges

Whest Audio PS30R phono stage

Naim SuperNait amplifier

Modified Ferrograph S1 loudspeakers

Вердикт (5 из 5)

Jelco известна своими бюджетными тонармами, изготовленные по OEM соглашению. Но SA-750D показал, что Jelco при желании легко могут пробиться в элиту hi-fi производителей.

"ЗА"

- нейтральность

- отличная детальность

- утонченная музыкальность

- качество сборки и финиша

"ПРОТИВ"

- ничего подобного за эти деньги вы не найдете!

Автор: Adam Smith